Главная / Культурология / Культура китая

Культура китая

1) Особенности китайской культуры.

2) Культура Древнего Китая.

3) Культура даосов.

4) Конфуцианство.

в III-IV тысячелетии д. н.э. возникла культура Древнего Китая.

С 3 тысяч лет д. н.э. находят первые глиняные изделия — чаши, для которых очень хорошо делали обжиг, прекрасно полировали. Жилища были глинобитные.

Дракон олицетворял силы огня.

Главное божество для китайцев — это небо, которое они представляли как круг.

Чжунгд — срединное государство.

Китаецентризм — характерная черта китайской культуры.

Считали, что идти по пути «дэ» — значит приближаться к «дао».

Китайский император должен обязательно быть литератором, т. е. быть культурно развитым.

Литература и традиции мыслились делом великим — конвой государственности, а запечатлевшие ее иероглифы — символ благодати.

Во II тысячелетии в Китае появилась геометрия. К I тысячелетию находят очень крупные города (население около 5000).

Китайцы — первоизобретатели бумаги, фосфора.

Найдена крупная погребальная камера (2 уровня: 1-ый — 400 кв. м., 2-ой — 400 кв. км)

(3 век д. н.э.) Шихуанди.

Захватчики, приходившие на территорию Китая, ассимилировались китайской культурой.

Император — сын неба. Дворцы и усадьбы всегда прямоугольного основания с входными галереями — особенность китайских строений.

С III-V веков д. н.э. в Китае наблюдается период «борющихся царств» с одновременным развитием культуры (монеты, подносы, музыкальные шкатулки, столики, орнамент).

Самая высокая пагода имеет высоту 60 метров.

Цветы и птицы изображаются как великое в малом: одна птица, одна ветка, один цветок — олицетворение Вселенной.

Пион — символ богатства;

Сосна — долголетие;

Гранат — многочисленное потомство;

Бамбук — стойкость, мудрость;

Сосна, бамбук и декоративная слива — вечная дружба;

Персик — бессмертие.

Поры года — единство Вселенной (горы, воды).

В 1-ом тысячелетии в Китае появляются книги, первой из них являлась «Книга перемен» и «Книга песен» (300 шт.), позже возникают «Исторические записки» (авторские).

3) Основой китайской культуры является даосизм. «Дао» — путь ко Вселенной.

Представление об изменчивости: «янь» — мужское начало, «инь» — женское начало.

«Природа изменчива, но устойчива при наличии гармонии «янь» и «инь»», — считали китайцы.

Поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире наступит хаос и гибель.

Юнг считает, что «дао» — средний путь между внутренним и внешним.

Большое значение для китайцев имеет любовь: «Истинная радость любви — в экстазе двух тел и душ, смешивающихся и объединяющихся в поэзии».

Секс без любви — биологическая функция.

Фаллос — нефритовый ствол;

Женские — нефритовые ворота;

Половые органы

Открытие китайских даосов: выяснили, что для человека есть 2 эликсира:

внешний эликсир — алхимия;

внутренний — умение наслаждаться любовью.

Даосизм — душа китайцев.

4) Конфуцианство — «верхняя одежда» китайцев.

Учитель — Кун-цзы.

Конфуцианство — дух рационализма, но идеал мудрости и справедливости.

Главное для конфуцианства — управлять своими эмоциями, исполнять свой долг перед другими людьми и перед самим собой.

А) Долг требует верности семье, государству, усилий, направленных на учебу, самосовершенствование.

Б) Сыновья почтительности — «сяу» — сын должен заботится о своих родителях.

Чиновник должен прекрасно знать конфуцианство, при становлении на службу он сдает письменный экзамен.

«Платить добром за добро, а обиду воздавайте по справедливости».

Конфуций большое значение придает ритуалу.

Ритуал (в обыденном понимании) — стандартная устойчивая деятельность, имеющая церемониальный характер.

Когда даосизм превращается в религию, то монахи утверждают, что жизнь — иллюзия, а смерть — возвращение к «дао».

В Китае ведущую роль занимает буддизм.

Конфуцианство, в котором главное — человеколюбие, утверждает: «Человек всегда ощущает себя частью целого — рода, клана, семьи, государства, и любое свое действие он определяет в пользу целого».

Оставить комментарий