Главная / Психология и педагогика / Философско-психологическая система б. Спинозы

Философско-психологическая система б. Спинозы

Новое решение проблем, выдвинутых Р. Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677) По оценке Г. В.Ф. Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Р. Декарта. Главное сочинение – «Этика». Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. В отличие от Р. Декарта Б. Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. Однако Б. Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – эт. е. она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т. е. ей свойственно существовать. Отсюда Б. Спиноза выводит следующие свойства субстанции:

¨она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя;

¨она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей;

¨в ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями.

Субстанцию Б. Спиноза называл Богом или природой. Понятие «субстанция» у выступает как выражающее вне нас существующей природы. Он выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения.

Оставить комментарий