Главная / Этика / Особенности и основные проблемы этики нового времени

Особенности и основные проблемы этики нового времени

Предпосылками этики Нового времени (17-19вв.) были:

— возникающие Буржуазные товарно-денежные отношения и формирование класса свободных предпринимателей, что способствует приобретению этикой буржуазных черт;

— возникающее Современное научное знание, что способствует перенесению методов математического естествознания на сферу гуманитарных наук.

Особенности этики Нового времени:

1) По образцу естественных наук, нравственность начинает выводиться из природы человека, в этике такой подход называется Натуралистическим. Однако наблюдения за природой человека привели мыслителей к постановке следующих вопросов:

А) Является ли природа человека доброй или злой?

· Т. Гоббс, английский философ, считал, что Человек от природы зол, «человек человеку волк». Исходным состоянием человечества была «война всех против всех», которая была прекращена с помощью разума. Во избежание самоуничтожения люди заключили общественный договор, передав государству функцию обуздания природной злобы индивидов с помощью закона и силы.

· Ж.-Ж. Руссо, французский философ, полагал, что Человек от природы добр, но его портит цивилизация, насаждая в нем неестественные потребности и страсти, в частности, привязанность к собственности. Естественное добротолюбие может быть воссоздано с помощью общественного договора, когда под защитой правового государства люди смогут позволить себе следовать своей природе.

Б) Является ли нравственная природа человека разумной или чувственной?

· Р. Декарт и Б. Спиноза, следуя рационалистической традиции, полагали, что человек в морали подчиняется Разуму, от степени совершенства последнего зависит нравственное развитие человека.

· Д. Юм, К. А.Гельвеций, Э. Шефтсбери придерживались взгляда, что в основе нравственного поведения лежат Нравственные чувства: благожелательность, симпатия, человеколюбие.

2) Этика Нового времени обосновала Самоценность человеческой личности (под которой понимался по преимуществу буржуазный индивид), автономию ее морального поведения. При этом обнаружилась проблема: Как совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали. Варианты решения:

· Гоббс: обуздать эгоизм индивида с помощью государственной морали;

· Руссо: вернуться к естественности, и эгоизм исчезнет сам;

· Б. Мандевиль показал в «Басне о пчелах», что общественное благоденствие (в буржуазном обществе) существует благодаря порокам отдельных индивидов (стремление к обогащению развивает производство и финансы, честолюбие способствует выдвижению государственных мужей и т. п.). Подлинная же мораль была бы гибельной для общественного процветания, поэтому она становится лишь формой общественного притворства, под покровом которой эгоисты осуществляют свои интересы.

· «Теория разумного эгоизма» (К. А.Гельвеций) исходила из того, что каждый человек от природы эгоист. Но разумный эгоист понимает, что Следовать общественной морали выгодно ему самому, так как выполнение норм гарантирует, что люди, по экономической схеме товар–деньги–товар, выполнят эти нормы по отношению к тебе.

Этика Нового времени вошла в состав идейного обоснования Великой Французской буржуазной революции.